Запорный клапан фланцевый. Устройство и монтаж
Осевой запорный клапан — трубопроводная арматура, предназначенная для перекрытия потока. Их устанавливают на трубопроводах, которые транспортируют пар и воду с широким диапазоном давлений и рабочих температур. Их применяют в системах с высокими требованиями к герметичности перекрытия потока.
Несмотря на то, что осевой вентиль - это запорная арматура, с помощью которой дросселирование потока нормативно запрещено, многие производители не исключают возможность использования запорных клапанов для дросселирования.
Конструктивное исполнение
В состав конструкции вентиля входят следующие элементы:
- Запорный элемент (плоский диск, цилиндрический, конусный или радиальный).
- Резьбовой шток/шпиндель из стали или нержавеющей стали.
- Корпус (прямой или угловой из чугуна, стали или бронзы).
- Управляющий элемент (маховик или электропривод).
Фланцевый клапан закрепляется на трубопроводе болтами и гайками. Для этого на конструкции наваривают круглые или квадратные пластины с крепежными отверстиями. Максимальный размер диаметра труб до 1000 мм.
Поворотные регулируются при помощи вращения штока, а выдвижные путем вращательно-поступательных движений. Материал корпуса и основных конструктивных элементов — чугун, сталь, латунь, а прокладок — резина, тефлон, фторопласт.
Классификация
По механизму блокировки передачи потока перекачиваемого вещества фланцевые задвижки бывают:
- Шаровые - в корпусе вентиля к штоку закреплён шар со сквозным отверстием, при повороте маховика он позволяет частично или полностью перекрывать поток.
- Шиберные — перемещаются вдоль пары зеркал с уплотнителями.
- Винтовые — к регулировочному штоку закреплен клапан, запирающий седло. При вращении маховика он перемещается вертикально, регулируя напор рабочей среды в трубе.
- Пробковые, где регулировка происходит при помощи конической пробки. Она вступает в контакт со специальным седлом. Особенностью такой конструкции является сложность поворота маховика при больших диаметрах соединительных патрубков.
Также, устройства классифицируются по материалу корпуса:
- Стальные с маркой А25 или А20, отличаются высокой прочностью. Предельная температура эксплуатации +425 градусов при давлении до 6,3 МПа.
- Латунные вентили с малым весом и диаметром патрубков 15-50 мм.
- Чугунные служат для труб с большим диаметром до 3 м. Используются в условиях температуры -30 градусов.
Сами фланцы бывают с шипами и пазами, с выступами и впадинами, а также плоские, предназначенные для сварки.
Достоинства и недостатки
Преимущества фланцевых стальных вентилей заключаются в следующем:
- Низкое гидравлическое давление;
- Простота демонтажа и подключения;
- Стойкость к гидроударам;
- Высокий уровень герметичности;
- Компактность корпуса;
- Применение для жидких и газовых сред;
- Допустимость эксплуатации в предельных температурах.
К минусам следует отнести:
- Повышенный износ контактной площадки соединения вентиля с трубой.
- Необходимость в регулярных техосмотрах.
- Длительный процесс перекрытия потока.
- Малый срок службы прокладок уплотнителя.
- Высота задвижки может вызывать проблемы с монтажом и процессом регулировки.
Стоимость конструкции может варьироваться. Вентили с электромагнитным клапаном обойдутся дороже, чем механические. Угловые с пневматическим приводом имеют самую высокую цену. Чугунные модели стоят на 30-50% дешевле стальных, латунные считаются самыми бюджетными.
Независимо от материала все детали требуют надежной защиты от коррозии. Прокладки должны быть упругими и стойкими к перепадам температур, а уплотнители подбираться исходя из разновидности конструкции. Соединения необходимо дополнительно промазывать вязким герметиком.